August 3rd, 2:12am August 3rd, 2:40pm Алла Токарчук

А как вы понимаете слова «Москва – Третий Рим»? Ведь это выражение стало крылатым, а смысл в него каждый вкладывает по-своему? 

Самая спорная и неоднозначная доктрина в русской истории впервые была изложена на бумаге старцем Филофеем.

Если совсем кратко, то основной ее постулат звучит так: единственным носителем истинной православной веры есть Московское государство, после Рима и Константинополя.

«… все христианские царства…сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Сама концепция Третьего Рима знавала разные времена – и расцвета, и полного забытья. Однако она отыграла весомую роль в истории российского государства и религии.

Достаточно вспомнить времена Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Тогда часть верующих (впоследствии – староверов) использовала идеи Третьего Рима для раскола русской церкви.

Или великодержавную политику России – объединение небольших отдельных земель в единую державу и дальнейшее их сплочение.

Больше всего досталось «третьероманизму» в советское время. Им объяснялись империалистический колониализм, территориальная экспансия и даже основы русского империализма.

В то же время официальная позиция советского руководства была иной: данная концепция не влияла на политику страны, а была предназначена для духовенства.

Сегодня доктрина Третьего Рима по-прежнему противостоит попыткам Ватикана усилить влияние на русских землях, и по-прежнему одной из ее основ является идея славянского единства.

Самым парадоксальным в теории Третьего Рима является провозглашение Москвы православной твердыней, к которой не будет доступа ереси и иноверию.

Насколько возможно это в современном мире, в котором одних только школ православия насчитывается несколько десятков, судить тяжело.

А как вы понимаете слова «Москва – Третий Рим»?